Среди всего числа поломок случающихся с автомобилями лидирующее положение уверенно удерживают проблемы электрического оборудования.
Весь спектр неисправностей электрооборудования разделяется на два вида:
- проблемы источников тока, то есть неисправности генератора и аккумулятора;
- проблемы систем, потребляющих электричество (система зажигания, освещение и др.).
Функционирование двух источников электричества – генератора и аккумулятора связана теснейшим образом. Появление сбоев в одном из них неминуемо сказывается на деятельности второго.
Так сбои генератора, в частности, регулятора напряжения, становятся причиной повышения зарядного тока. В следствии этого перезарядка аккумулятора становится регулярной, что приводит к вскипанию электролита и аккумулятор разрушается.
Но поскольку, генератор конструктивно сложнее аккумулятора, то и неприятности с ним возникают намного чаще, а диагностировать сложно.
Электромеханическая конструкция автомобильного генератора обусловила возникновение двух видов неисправностей — механических и электрических.
Механические неисправности возникают при разрушении корпуса или креплений, из-за неполадок с подшипниками, прижимными пружинами, ременным приводом и др.
Электрические неисправности несколько другого рода — это обрывы обмоток, выгорание или износ щеток, неисправности диодного моста, реле-регулятора, межвитковые замыкания, биения ротора и др.
На проблемы генератора указывают:
- светящаяся (мигающая) лампочка, сигнализирующая о том, что аккумулятор разряжен (двигатель заведен);
- разряженный или, напротив, перезаряженный аккумулятор;
- фары, потерявшие яркость, звук сигнала, ставший более тихим или дребезжащим;
- фары, яркость которых значительно увеличивается при увеличении оборотов двигателя;
- посторонние звуки, исходящие от генератора.
Наиболее частые проблемы генератора:
- изношенность, механические повреждения шкива (при значительных требуется замена);
- изношенность, повреждение токосъемных щеток;
- изношенность, деформация коллектора (токосъемных колец);
- проблемы регулятора напряжения;
- замыкание витков статорной обмотки;
- изношенность, деформация подшипника;
- неисправность выпрямителя проявляется сниженным вольтажом аккумулятора и недостаточной искрой на свечах;
- проблемы кабелей зарядной сети.